Заметки из журналистского опыта
Aleksandra Vincent
С самого рождения нас учат жить по определённым правилам и устоям. Даже самые либерально настроенные родители придерживаются стандартных схем и ценностей: образование, работа, семья (и дети, как следствие). «Вырваться» из этой схемы впоследствии не так-то просто. В подростковом возрасте, конечно, наступает период своеобразного бунтарства, но он проходит (часто даже совершенно бесследно), как проходит и сам этот возраст. Человек, что называется, взрослеет и «берётся за ум». А на деле – просто «принимает правила игры», начинает вписываться в «систему» и выполнять её «условия» взамен на определённые «блага»: возможность учиться, работать – одним словом «самовыражаться».
Почему и зачем он это делает? Человеку жизненно необходимо иметь какое-то своё место и свои «зацепки». Это даёт ощущение уверенности и безопасности. Таких зацепок и систем может быть огромное множество, но самые сильные и влиятельные из них – это те, которые подкреплены связями с другими людьми: работа, друзья, семья, дети.. Так легче выжить. Это поняли ещё наши предки, когда «решили» перейти к племенному образу жизни.
Жить в племени, в обществе – легче. Это факт. Но к этому факту также примешивается ещё и то, что получая те самые «блага» и возможности, человек постепенно утрачивает индивидуальность, перестаёт задумываться над тем что, как и зачем делает. «Система» сама дает готовые ответы и сценарии, сводя на «нет» потребность думать.
Существует даже такая «примета» среди тех же выпускников и студентов, что «если ты НЕ поступаешь в институт сразу же после школы, т.е. прерываешь процесс 10-летнего обучения – то ты навряд ли и на следующий год будешь стремиться поступить». И добавляют при этом - «просто уже отвыкаешь учиться». Но дело тут не только в отвыкании. Выпадая, даже случайно, из какой-либо системы, сознание человека оказывается в «экстремальных» условиях, когда «зацепиться» за то, за что предполагалось и за что все цепляются - не получилось.. И именно этот «экстрим» способствует своеобразному «пробуждению», когда вдруг приходится решать и думать самому, без «системы» и её готовых ответов. И тот же, не поступивший, к примеру, начинает САМ задумываться: «а зачем мне вообще учиться именно на того-то, может сначала поработать/сходить в армию/заняться тем-то..». И появляется желание решать самому, а не просто брать готовые ответы «системы» и действовать по инерции.
Примерно так и получаются истинно творческие люди. Люди, не включенные в «системы», не живущие «по сценариям», а посему умеющие видеть и выражать собой, через себя, те стороны жизни и духа, доступ к которым остальным людям попросту закрыт их же собственной зависимостью.
Ведь что вообще такое - творчество?
Творчество, любое – это само по себе - величайший в существовании бунт. Творческий человек избавлен от любой обусловленности; иначе его творчество будет не более чем копированием. Творческим можно быть, только являясь индивидуальностью; невозможно творить, оставаясь частью психологии толпы, «системы».
Творческий человек не может следовать проторенному пути. Он должен найти свой собственный. И должен идти один - вырваться из коллективного ума, коллективной психологии.
А как обычно обстоят дела у человека, который на определенном жизненном этапе по тем или иным причинам оказывается «вне нормальной системы», «вне зацепок» (исключительно тяжелая судьба, какое-либо серьезное потрясение, нетрадиционная сексуальная ориентация и другие)? Не получается принятия «правил игры», а следовательно и как такового включения в распространённые системы тоже не происходит..
Как бы сильно этот человек не был завязан с каким-либо обществом, компанией, которые могли бы дать ему эти самые «зацепки», по сравнению с большинством он всегда «один». Нет готовых сценариев, нет ничего того, что даёт ощущение безопасности и блокирует «мыслительный процесс» у этого большинства.
Даже совершая привычные для «обычных» людей вещи в жизни, будь то учеба, работа, дружба, любовь.. да что угодно, он в силу обстоятельств своего понимания, делает, просто вынужден делать это «вне системы», как то по-своему.
Отсюда и рождается тяга к творчеству, к творческим профессиям. К оригинальному мышлению и нестандартному подходу к привычным вещам и явлениям!
Бесспорно – нестандартное мышление уже само по себе творчество.